Принятый Верховной Радой Украины 9 июля 2003г. пакет Законов по пенсионной реформе
законодательно организует с 01.01.2004г. новую трехуровневую пенсионную систему.
I и II уровень - Закон Украины"Об общеобязательном государственном пенсионном страховании". III уровень - Закон Украины "О негосударственном пенсионном обеспечении".
Характеристика уровней: Уровень | Тип | Вид пенсии | I | Обязательный, солидарный | Базовая пенсия | II | Обязательный, накопительный | Трудовая пенсия | III | Добровольный, накопительный | Трудовая пенсия
|
Задекларированная ранее Кабинетом Министров и закрепленная законодательно, трехуровневая пенсионная система устраняет дискриминацию в пенсионном обеспечении населения, имеющего различный уровень дохода в трудовом периоде, исключает ограничение максимального размера пенсионных выплат. Первый уровень представляет собой Пенсионный фонд Украины, который и в дальнейшем будет выполнять распределительную функцию, т.е. является солидарным. Государственная пенсия называется базовой. Расчет ее размера производится на основе шкалы необходимого стажа для различных уровней пенсии и на основе данных о з/п граждан за любые непрерывные 5 лет трудового периода.
Второй уровень является уже накопительным, т.е. фондируемым. Главным его субъектом будет Государственный накопительный пенсионный фонд, куда планируется зачислять часть обязательных пенсионных отчислений (предполагается 7%). Размер этой части пенсии будет уже определяться не уровнем з/п, получаемой в том или ином периоде, а фактической суммой, накопленной на персональном счете и являющейся собственностью его владельца.
Третий уровень также накопительный. Его основное отличие состоит в полной добровольности участия. Субъектами финансового рынка, которым разрешено оказывать данную услугу являются страховые компании, коммерческие банки и негосударственные пенсионные фонды.
Опыт стран с реформированной пенсионной системой показывает, что самым эффективный уровнем
является негосударственное накопительное пенсионное обеспечение.
Негосударственное накопительное пенсионное обеспечение позволяет сформировать трудовую часть будущей пенсии, конкурирующую по размеру с базовой и зачастую превышающую её. Наряду с тем, что добровольное пенсионное обеспечение имеет ярко выраженное социальное назначение, появляется возможность решить несколько важных проблем за счет использования одних
и тех же финансовых средств. Одновременно с решением социальных вопросов и укреплением кадровой политики предприятий, создание негосударственных пенсионных фондов позволит аккумулировать значительные пенсионные активы с периодом инвестиционной деятельности в 30-40 лет, что представляется особенно актуальным в условиях усиления роли отечественного инвестора. Концепция пенсионной реформы предполагает: первый этап, с 2004г.: - изменение правил начисления базовой пенсии, что приведет к её увеличению; - развитие III уровня новой системы - накопительного добровольного пенсионного обеспечения. второй этап, с 2007г.: - создание II уровня - государственного накопительного фонда. При этом будет систематизирован и использован уже практический опыт работы негосударственны фондов.
|